ИТАР-ТАСС / Анна Салынская
Сергей Жуков, солист группы «Руки вверх», известен не только своими песнями («Крошка моя», если вы забыли), но и – в определенных кругах – как серийный предприниматель. Он инвестирует в интернет-проекты с начала 2000-х, и, в частности, был одним из совладельцев производителя компьютерных игр IT-Territory, которую в 2010 году купила Mail.ru Group. Что стало с другими стартапами, в которые вложил деньги Жуков? Все любят говорить о невероятном успехе – мнимом или реальном. История Жукова – о том, почему его проекты не полетели.
Про ресторан
Начинается все с наивных идей: почему бы не сделать ресторанчик «для себя», где можно будет собираться с друзьями и ни за что не платить? Будет же здорово назначать встречи в нем, а не в офисе. Но рано или поздно такие нелепые и даже смешные идеи разбиваются о реальность. Встречи с партнерами превращаются в картину «ходоки у Ленина»: ты сидишь на встрече с одним, второй и третий ждут тебя в двух соседних залах, а когда ты наконец освободился, появляется четвертый – он приехал без предварительного звонка, увидев твою припаркованную у ресторана машину. Потом начинаются все вещи, связанные с арендной платой, зарплатами официантам, СанПиН-проверками. И ты понимаешь, что лучше бы спокойно переплатил за бизнес-ланч в чужом кафе. В итоге из этого ресторанного проекта я вышел достаточно быстро, не успев ни много потратить, ни много заработать. Собственно, все следующие проекты были из того же разряда: я шел туда, что мне было очень интересно, но в чем я не сильно разбирался.
Про шоу-бизнес
Конечно, больше времени я посвящаю группе «Руки вверх». Вообще, становится страшновато, когда понимаешь, насколько ты зависишь от основной работы, когда что-то другое должно идти по остаточному принципу. Но такова реальность: в российском шоу-бизнесе гарантий нет, ты никогда точно не можешь знать, что через год у тебя будет столько же гастролей и что твой годовой заработок не упадет. Да и что физически сможешь скакать по сцене, когда тебе под сорок.
Нам на руку «возвращение 90-х». У нас по 15–20 концертов в месяц, сейчас мы забиваем расписание на май следующего года. Такого, что у нас слетел концерт и я бы вам сказал «ой, кризис, и правда», пока не было. Пока промоутеры только просят нас пересмотреть суммы контрактов из-за скачков курсов, но обо всем можно договориться. Но вообще у российских артистов настроения депрессивные: раньше человек мог позволить себе сходить на 3–4 концерта в месяц, посмотреть побольше шоу, теперь он выбирает 1–2. Ходить на концерты все равно не перестанут, «Хлеба и зрелищ» – лозунг вечен.
Есть ли у «Руки вверх» новые песни? Мы пробовали, но они не очень-то нужны. Сколько синглов ни выпускай, сколько ни экспериментируй с новыми альбомами, дуэтами – все равно на наших концертах просят «Алешку» и «Ну где же вы, девчонки?». 99% доходов идет с турне; с откруток на радио, на музыкальных каналах приходит меньше 1%. Это особенность нашего шоу-бизнеса: не пойдешь в народ – не заработаешь, хоть тебя круглосуточно будут крутить на радио и хоть ты стань лауреатом всех российских премий.
Если бы «Руки вверх» развивалась в условиях западного рынка, мы бы с вами разговаривали в особняке на Беверли-Хиллз за $100 млн, а мое личное состояние приближалось бы к $1 млрд. Потому что в России со всех авторских обществ я получаю 180 тысяч рублей в год – 15 тысяч рублей в месяц, смешно. И, кстати, чтобы получить их, нужно звонить, писать, добиваться. А несколько лет назад мы продали права на сингл «Around the World» немецкой BMG – посмеялись еще, что из всех песен они выбрали «Ля-ля-ля», и забыли. Через год с небольшим мне звонит пиарщик, который делал этот контракт, и показывает, что за это время авторских нам набежало на $860 тысяч. Я вначале подумал, что это они лишний ноль приписали или что еще какая-то ошибка, но потом в течение трех лет мы получили с одной песни больше $1,5 млн.
Про mp3.ru
Когда я продал свою долю в IT-Territory и дела «Руки вверх» снова пошли вверх, я понял, что хочу продолжить заниматься ИТ-бизнесом. До этого я два года безвылазно просидел в офисе с сумасшедшими программистами, которые собирались каждый день на 8–10 часов обсудить новые продукты и исписать доску в переговорке формулами, – так что я понял, что игры я больше делать не хочу, а попробую делать онлайн-сервисы.
Еще в 2006 году я решил сделать из mp3.ru каталог легальной музыки (домен принадлежал Жукову с 2001 года. – Slon). За два с половиной года мы вложили 15 млн рублей в «железо», в прямые авторские контракты с артистами – у нас было «200% прав» (100% авторских и 100% смежных. – Slon) на каждую песню, на каждый альбом. В админке были оповещения об истечении сроков контрактов с каждым автором текста какой-то песни или художником обложки – горели «красные лампочки». Мне казалось, что люди рано или поздно начнут платить за музыку в интернете – это ведь их любимые артисты, они должны хотеть им помочь.
В первый месяц после запуска mp3.ru мы заработали с подписок 15 тысяч рублей. И это в то время, когда Allofmp3 продавал каждый месяц больше чем на 80 млн рублей – потому что песни у них стоили по 1–2 рубля, а не по 15 рублей, как у нас. Я понял, что у Allofmp3.com такие низкие цены, потому что они работали без прямых договоров с правообладателями, а обещали отчислять причитающиеся авторам деньги через организации, управляющие коллективными правами. Но мы верили, что тему с по-настоящему легальной музыкой (артисты и авторы от Allofmp3.com денег так и не получали) можно раскрутить. Мы делали собрания с артистами, секции на конференциях, говоря о проблеме авторских прав в цифровой среде. Но в итоге мы так никого и не убедили платить за музыку в интернете, в 2012 году мы продали mp3.ru за совершенно символические деньги. Это был такой факап, когда ты долго веришь, что сейчас все еще начнет работать, потом «еще веришь», а потом «конечно, веришь, хоть убейте, но это должно работать». Но все так и не сработало.